Нейробиологи выяснили, как занятия музыкой действуют на мозг

© РИА Новости / Сергей ПятаковКомпозитор Ю.Евграфов на занятии в классе Шостаковича

Нейробиологи выяснили, как занятия музыкой действуют на мозг

Чилийские ученые доказали, что музыкальные занятия улучшают внимание и рабочую память у детей, причем когнитивные преимущества сохраняются на всю жизнь. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Neuroscience.

Нейробиологи из Чили, тестируя детей, обучающихся музыке, обнаружили у них повышенную мозговую активность в областях, связанных со слухом и вниманием. Ученые предположили, что это может положительно сказываться на общих когнитивных способностях.

Авторы проверили эксперимент на внимание и рабочую память, в котором участвовали 40 детей в возрасте от 10 до 13 лет. Двадцать из них брали уроки музыки и играли на музыкальных инструментах в течение как минимум двух лет, практиковались не менее двух часов в неделю и регулярно играли в оркестре или ансамбле. Остальные дети, набранные из государственных школ в столице Чили Сантьяго, не имели музыкального образования и составили контрольную группу.

Дети прошли серию аудиовизуальных тестов на внимание и рабочую память. В течение четырех секунд каждому ребенку показывали абстрактный визуальный образ или давали прослушать короткую мелодию, а затем, через две секунды просили вспомнить зрительный или звуковой стимул.

Мозговую активность оценивали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ), а затем сравнивали картину для «пассивной» фазы наблюдения или прослушивания и «активной» — когда дети вспоминали. Нейробиологи также оценивали точность и время обратной реакции.

Авторы выяснили, что время реакции в обеих группах было примерно одинаковым, но у детей, занимающихся музыкой, отклик был намного точнее. К тому же их мозг легче и эффективнее обрабатывал несколько сигналов сразу.

Ученые наблюдали у этих детей на фоне общей повышенной мозговой активности образование специфической «фонологической петли» между передней и центральной частями головного мозга. Этот цикл представляет собой систему рабочей памяти, которая обрабатывает звуки и координирует их с физическими движениями.

Похожая петля включается, когда мозг, сталкиваясь с проблемами принятия решений, достижения целей или сложными когнитивными задачами, включает мощную сеть, объединяющую несколько областей.

Отсюда авторы делают вывод о том, что обучение музыке повышает общую функциональную активность в важнейших мозговых сетях, способствует формированию психологической устойчивости детей, реализации творческого потенциала и, в конечном итоге, повышает общее качество жизни, благодаря когнитивным преимуществам.

«Конечно, я бы рекомендовал родителям записывать своих детей на уроки музыки, — приводятся в пресс-релизе издательства слова руководителя исследования, скрипача и нейробиолога Леони Кауселя (Leonie Kausel) из Папского католического университета Чили. — И не только потому, что что это поможет улучшить их когнитивные функции, но и потому, что это принесет им радость и возможность выучить универсальный язык музыки».

Главный результат исследования, по мнению авторов, заключается в том, что им удалось идентифицировать два различных механизма, способствующих улучшению внимания и памяти у детей, занимающихся музыкой. Один поддерживает внимание в предметной области, а другой относится к области слухового кодирования.

На следующем этапе исследования ученые планируют выяснить, как эти два механизма связаны между собой.

Источник: ria.ru