Нейробиологи выяснили, как занятия музыкой действуют на мозг
© РИА Новости / Сергей ПятаковКомпозитор Ю.Евграфов на занятии в классе Шостаковича
© РИА Новости / Сергей Пятаков
Чилийские ученые доказали, что музыкальные занятия улучшают внимание и рабочую память у детей, причем когнитивные преимущества сохраняются на всю жизнь. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Neuroscience.
Нейробиологи из Чили, тестируя детей, обучающихся музыке, обнаружили у них повышенную мозговую активность в областях, связанных со слухом и вниманием. Ученые предположили, что это может положительно сказываться на общих когнитивных способностях.
Авторы проверили эксперимент на внимание и рабочую память, в котором участвовали 40 детей в возрасте от 10 до 13 лет. Двадцать из них брали уроки музыки и играли на музыкальных инструментах в течение как минимум двух лет, практиковались не менее двух часов в неделю и регулярно играли в оркестре или ансамбле. Остальные дети, набранные из государственных школ в столице Чили Сантьяго, не имели музыкального образования и составили контрольную группу.
Дети прошли серию аудиовизуальных тестов на внимание и рабочую память. В течение четырех секунд каждому ребенку показывали абстрактный визуальный образ или давали прослушать короткую мелодию, а затем, через две секунды просили вспомнить зрительный или звуковой стимул.
Мозговую активность оценивали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ), а затем сравнивали картину для «пассивной» фазы наблюдения или прослушивания и «активной» — когда дети вспоминали. Нейробиологи также оценивали точность и время обратной реакции.
Авторы выяснили, что время реакции в обеих группах было примерно одинаковым, но у детей, занимающихся музыкой, отклик был намного точнее. К тому же их мозг легче и эффективнее обрабатывал несколько сигналов сразу.
Ученые наблюдали у этих детей на фоне общей повышенной мозговой активности образование специфической «фонологической петли» между передней и центральной частями головного мозга. Этот цикл представляет собой систему рабочей памяти, которая обрабатывает звуки и координирует их с физическими движениями.
Похожая петля включается, когда мозг, сталкиваясь с проблемами принятия решений, достижения целей или сложными когнитивными задачами, включает мощную сеть, объединяющую несколько областей.
Отсюда авторы делают вывод о том, что обучение музыке повышает общую функциональную активность в важнейших мозговых сетях, способствует формированию психологической устойчивости детей, реализации творческого потенциала и, в конечном итоге, повышает общее качество жизни, благодаря когнитивным преимуществам.
«Конечно, я бы рекомендовал родителям записывать своих детей на уроки музыки, — приводятся в пресс-релизе издательства слова руководителя исследования, скрипача и нейробиолога Леони Кауселя (Leonie Kausel) из Папского католического университета Чили. — И не только потому, что что это поможет улучшить их когнитивные функции, но и потому, что это принесет им радость и возможность выучить универсальный язык музыки».
Главный результат исследования, по мнению авторов, заключается в том, что им удалось идентифицировать два различных механизма, способствующих улучшению внимания и памяти у детей, занимающихся музыкой. Один поддерживает внимание в предметной области, а другой относится к области слухового кодирования.
На следующем этапе исследования ученые планируют выяснить, как эти два механизма связаны между собой.
116085 114214camping have been the best activity that we can have during the summer, i love to roast marshmallows on a campfire` 20863