Дарт Федерер – легендарный образ. Но черный в теннис пришел только в 2000-х – устрашать соперников
Новая классика.
В этом году в полуфинале «Ролан Гаррос» Рафаэль Надаль и Новак Джокович обыграли соответственно Диего Шварцмана и Стефаноса Циципаса, одетых почти целиком в черное. Если бы какой-то из матчей закончился по-другому, в финале «Шлема» впервые за три года сыграл бы теннисист в черном.
Последний раз на «Шлемах» (к которым бренды выпускают свои лучшие коллекции) финалист в черном был в 2017-м, когда Надаль победил на US Open. Всего за 2010-е таких финалов было семь, за нулевые – шесть (и еще два, где оба игрока были в черных шортах), а вот за 90-е – всего один, Патрик Рафтер на US Open-1997 (плюс Андре Агасси, тремя годами раньше победивший в Нью-Йорке в черных шортах).
Теннис начался с белого, поэтому долго не ассоциировался с черным
Черный цвет долго считался для тенниса чужеродным: начавшись в конце XIX века как забава истеблишмента, теннис долго придерживался белого дресс-кода (в английском о любых белых нарядах до сих пор говорят tennis whites). «Белый символизирует чистоту и достоинство, и он отражал самовосприятие класса, к которому относилось большинство теннисистов», – объясняет Роберт Дж. Лэйк, автор книги «Социальная история тенниса в Британии: история, культура и политика».
Во второй половине XX века профессиональные турниры кроме «Уимблдона» и большинство загородных клубов разрешили теннисистам играть в цветной форме – главным образом из маркетинговых соображений.
Патрик Рафтер выиграл US Open-1997
«Когда появилось цветное телевидение, член Зала славы Майк Дэвис предложил разрешить игрокам выступать в цветном, – рассказывает Мередит Ричардс, библиотекарь Международного зала теннисной славы в Ньюпорте. – Он объяснял это тем, что игроков в форме разных цветов будет легче отличить друг от друга». Так цветная форма стала инструментом сначала привлечения зрителей, а затем и самовыражения игроков.
Но даже с внедрением цвета черный оставался для тенниса слишком радикальным – поэтому, например, хорошо помнятся отдельные черные наряды игроков первой половины Открытой эры: бархатное платье одной из основательниц WTA Рози Касальс дизайна Теда Тинлинга или монохромная форма Ивана Лендла бренда Australian L’Alpina, в которой он в 1979-м впервые дошел до второй недели «Ролан Гаррос» (L’Equipe называет Лендла пионером черной формы среди мужчин). Даже в 90-е с их обилием красок и принтов преимущественно белых аутфитов оставалось больше, чем цветных – не говоря о черных.
Все изменилось в XXI веке, когда встретились мода и технологии (ну и немножко – семиотика и «Звездные войны»)
По логике развития моды когда-то черный должен был ворваться в теннисную палитру – и удивительным образом это точно совпало с наступлением нулевых:
• Андре Агасси в полностью черном Nike выиграл Australian Open-2000 (финал, правда, провел в белом),
• пять месяцев спустя Магнус Норман в натуральной черной рубашке Nike дошел до финала «Ролан Гаррос» (по ходу турнира обыграв Марата Сафина почти целиком в черном),
• а в начале сентября уже Сафин в черном adidas отыграл победный US Open (чередовал с белым).
На самом деле задолго до попадания в теннис черный уже считался катализатором атлетической эффективности. L’Equipe ссылается на исследование Корнелльского университета еще 1988 года, в котором говорится, что черная экипировка повышает агрессивность и силу одетых в нее спортсменов и пугает их соперников. Чуть более поэтично это свойство черного выразил литератор Александр Теру в одноименном эссе: «Это цвет свирепства, устрашения, глубины и неприступности, это <…> агрессивное пятно, отдающее одновременно опасностью и гениальностью».
Федерер выиграл US Open-2007
В годы корнелльского исследования, впрочем, еще существовала проблема сильного нагрева черного; когда с развитием технологий и появлением дышащих материалов ее решили, его стало заметно больше – например, на рубеже десятилетий US Open за четыре года трижды выиграли теннисисты в черном: Федерер в 2007-м (вошел в историю как Дарт Федерер после того, как по ходу турнира выходы Роджера накладывали на «Имперский марш» из «Звездных войн»), дель Потро в 2009-м и Надаль в 2010-м, – а чуть позже Энди Маррей дошел в черном до трех финалов Australian Open (хотя учитывая их результаты, как раз ему, возможно, не стоило считать черный талисманом).
Шарапова с кубком «Ролан Гаррос»-2012
Женский теннис воспринял черный с еще большим энтузиазмом – Мария Шарапова и сестры Уильямс начиная с нулевых выделялись в маленьких черных платьях на фоне соперниц и запустили их в теннисный мейнстрим. Актуальность черного в нынешнюю эпоху стритстайла классно сформулировал француз Паскаль Монфор, основатель исследующей тренды компании REC: по его мнению, теннисное поло черного цвета – квинтэссенция современного урбанизма и мечта любого экипировщика: «Это едва ли не единственный элемент теннисной формы, который запросто можно носить за пределами корта».
Диего Шварцман и Доминик Тим на «Ролан Гаррос»-2020
В общем, как и всегда, теннис одновременно упивается своей исключительностью и хочет быть релевантным.
100 лет маленького черного платья: раскрепостило женщин, прославило Шанель, Хепберн и Шарапову
Лагерфельд женского тенниса: создал больше 1000 платьев, взорвал «Уимблдон» кружевным бельем, перед смертью заказал факс в ад
Черный корт на турнире Федерера – как же это красиво!
Подписывайтесь на самый цветастый инстаграм о теннисе
Фото: Gettyimages.ru/Michael Heiman, Clive Brunskill, Mark Dadswell, Stu Forster, Jamie Squire, Chris McGrath, Matthew Stockman, Shaun Botterill