Джокович играет на крыле летящего самолета
«Смотрите, смотрите. Я не притворяюсь. У меня ноги трясутся. Трудно описать все словами. Начало получилось неожиданным – я думал, у нас будет больше времени на подготовку, но через две секунды мы уже набирали скорость. А когда поднялись, у меня зажались мышцы, ноги началось сводить.
Было страшно. Было страшно, я признаю. На земле мне нравится больше. Это безумие. Я поверить не могу, что вы заставили меня это делать. Но вообще это классно, мне понравилось. Вы всегда доводите меня до предела возможностей».
Так Новак Джокович описывал съемки в рекламе производителя ракеток Head, который в 2011-м поставил его на крыло самолета Ан-2 (с нарисованной длинноногой девушкой и надписью «Анастасия» на борту) и поднял на тысячу метров, где серб обменялся с напарником ударами с лета.
Для съемок к крыльям самолета приделали крепления от сноуборда (чтобы зафиксировать ноги) и специальные треноги, к которым игроков зацепили при помощи альпинистской страховки. Но к истинности видео все равно возникали вопросы.
В 2014-м съемки попытались воссоздать в программе «Разрушители легенд» – и подтвердили, что такое возможно. Правда, «Разрушители» играли не в полете, да и вообще не на самолете – они прикрепили часть корпуса к машине, которая потом ехала со скоростью 56 км/ч (близкой к нижнему пределу скорости Ан-2). Так они воссоздали поток воздуха, который сдувает мяч, и показали, что в этих условиях возможно провести розыгрыш из 10 ударов.
А Джокович был не первым человеком, попробовавшим такой трюк. Создатели рекламы вдохновлялись фотографией, присланной им в фейсбуке и сделанной еще в 1925-м.
***
Ревущие двадцатые в США были не только эпохой джаза, радио, кинематографа со звуком и расцвета бытовой химии, но еще и золотым веком авиационных шоу.
Ключевой фигурой в их развитии считается бывший пилот армии США Ормер Локлир, который начал летать еще в 1911-м и во время полетов регулярно выходил на крыло самолета, чтобы проверить работу двигателей или что-нибудь починить. В 1918-м он понял, что этим можно зарабатывать, и создал «Летучий цирк Локлира». Выход и разные трюки на крыле стали основой его репертуара.
Локлир и сам признавал, что популярность его цирку приносят заигрывания со смертью – люди смотрят шоу, потому что кто-нибудь может умереть. Но пилот утверждал, что у него более благородные цели: «Я занимаюсь этим не ради риска гибели. Я занимаюсь этим, чтобы продемонстрировать возможности. Я убежден, что когда-нибудь мы всем будем летать».
Вскоре после запуска цирка Локлир стал голливудским актером и каскадером, но погиб в 1920-м во время производства всего второго фильма, врезавшись в землю из-за проблем с освещением ночных съемок. Продюсеры построили вокруг этого рекламную кампанию, но сейчас картина считается утерянной.
К тому моменту у Локлира появилось много последователей и подражателей – других воздушных трупп. Причиной стали исторические условия: закончилась Первая мировая война, во время которой в США готовили много пилотов и собрали для этого много одномоторных бипланов. Пилоты возвращались с войны, но летной работы у них не было, а заниматься чем-то другим (вроде сельского хозяйства) им уже не хотелось. Так что они покупали на перенасыщенном рынке дешевые самолеты и ездили по городам с шоу-программами.
Репертуар трупп постоянно разрастался – люди не просто выходили на крыло, а свешивались с него вниз головой или, например, находились на нем, когда самолет делал петлю. И в шоу принимали участие женщины, для которых авиация стала возможностью эмансипироваться.
Так прославилась Этель Дэр по прозвищу «Летающая ведьма», которая не просто свешивалась с крыла – а висела на веревке, держась за нее зубами. Или Фиби Фэйргрейв Омиле, которая начала с того, что танцевала чарльстон на крыле, а закончила тем, что стала первой женщиной, получившей лицензию авиамеханика и первой женщиной-пилотом транспортного самолета.
Фиби Фэйргрейв Омиле
Другой звездой была Глэдис Ингл – считается, что она первой перешла в воздухе с одного самолета на другой. Причем она делала это без страховки – и, что немного удивительно, в итоге дожила до 82 лет.
Ингл была единственной женщиной в труппе «13 черных кошек», члены которой за $1 500 (примерно $25 000 в пересчете на современные деньги) были готовы взорвать самолет в воздухе (пилот перед взрывом выпрыгивал с парашютом). В труппу также входил Иван Унгер, а другом «Кошек» была Глэдис Рой, про которую говорили, что ей принадлежит прыжок с парашютом с рекордно низкой высоты – всего 30 метров.
Именно Рой и Унгер устраивали теннис на крыле. Правда, иногда встречаются сведения, что они только притворялись, что играют в теннис – а на самом деле у них не было мяча. Если это правда, то Джокович их превзошел. С другой стороны, страховки у Рой и Унгера было намного меньше – то есть вообще никакой.
В 1926-м Рой рассказывала о карьере:
«Я делаю все: танцую чарльстон и играю в теннис на крыльях несущегося борта, а еще свешиваюсь вниз головой с шасси садящегося самолета. В момент, когда пальцы касаются земли, я делаю рывок вверх, а самолет опускается в облаке пыли.
В последнее время зрители начинают уставать даже от самых сложных трюков, и я обязана придумывать новые – если, конечно, хочу сохранить репутацию. Со временем случится происшествие, и тогда…»
Через год 25-летняя Рой погибла – но не во время трюка. Она участвовала в фотосессии с девушкой, участвовавшей в конкурсе «Мисс Огайо», и случайно вошла во вращающийся пропеллер. Смерть наступила от травмы головы. В тот момент она готовилась стать первой женщиной, совершившей трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Рим.
Вскоре после смерти Рой шоу-авиация, построенная на выходах на крыло, начала гибнуть. Интерес зрителей падал, и в попытках привлечь внимание трюкачи шли на все больший риск – а это все чаще оборачивалось гибелью. Так что власти США взялись за правила безопасности полетов.
А в 1929-м началась Великая депрессия, перевернувшая в Америке вообще все.
***
Несмотря на масштабность замысла и эпичность исполнения, самолетная реклама Джоковича и Head – далеко не самая просматриваемое видео на канале компании. С 1,2 млн кликов она даже не входит в топ-5.
Его обходят уличные трюки Энди Маррея и шесть роликов, в которых Джокович снялся вместе с Марией Шараповой. В одном из них серб пострадал сильнее, чем на крыле самолета на высоте 1000 метров – когда Шарапова радостно саданула ему в пах мячом.
Однажды Федерер ударом сбил банку с головы человека. В попытках повторить Шарапова пульнула Джоковичу в пах
В 2003-м Роддик подал так мощно, что сломал корт. Спойлер: видео попало на главный фестиваль рекламы
Подписывайтесь на лучший инстаграм о теннисе
Фото: airspacemag.com; en.wikipedia.org; static.messynessychic.com