«Ненавижу Sports.ru, но читаю только его». За два месяца до ухода с «Матч ТВ» Наталья Билан поговорила с Головиным
От редакции: Наталья Билан покинула должность главного продюсера «Матч ТВ», но пока не объяснила причину. 15 сентября на Sports.ru вышло ее большое интервью Александру Головину (общались еще летом) – прочитайте его сейчас, если вдруг не сделали это раньше.
Наталья Билан пришла на канал еще до официального запуска «Матч ТВ» в ноябре 2015-го и осталась там даже после двух замен топ-менеджеров – осенью 2017-го и весной-летом 2020-го.
Пять лет она отвечала на «Матче» за весь контент, но в последнее время занималась только околоспортивным и не имела отношения к редакционной политике.
В феврале 2016-го Билан дала большое интервью Дудю, после чего пропала из публичного пространства. Летом 2020-го – еще до прихода новых менеджеров – Sports.ru встретился с ней во второй раз и задал накопившиеся вопросы.
Канделаки
– Наталья, четыре года – ноль интервью. Куда вы пропали?
– Честно говоря, не видела необходимости. Интервью дают, когда хотят сообщить о чем-то, когда есть потребность выговориться, значимый повод – у меня такого не было. Для меня это все работа, которая началась пять лет назад и до сих пор продолжается. Нет этапов и отрезков, которые нужно обсудить именно в интервью.
– Слышал, что всю пандемию вы работали. И в целом источники, с которыми я общался до интервью, рассказывали, что вы работаете 24/7, вникаете в каждую деталь и мелочь. Сколько длится ваш рабочий день?
– Не считала. Обычно пока спать не ложусь. История в том, что люди на телевидении ложатся поздно и встают поздно. Я встаю рано. Видимо, об этой работоспособности и говорят коллеги.
– Я прав, что с осени 2017-го вы спите меньше?
– Если вы плавно подводите к вопросу о Тине, то нет. Моя нагрузка осталась такой же, какой и была с ноября 2015 года. Я всегда занималась креативным контентом на канале.
– Что изменил уход Тины?
– Она никуда не уходила. Ее нагрузка и полномочия остались прежними.
– Вы уверены? Абсолютно все сотрудники канала, с которыми я общался до интервью, говорили: «Тина? Да мы ее вообще не видим, она никакого отношения к «Матчу» три года уже не имеет, но мы не понимаем почему из этого делают такую секретность». Почему публично не объявить об уходе? Это же не всемирный заговор.
– Не знаю. Может, это как вопрос про ноль интервью за четыре года? Это кого-то интересует? Я вот правда не понимаю, почему это так должно интересовать мир, Sports.ru и моих любимых подписчиков этого сайта, где каждый раз я пытаюсь зарегистрироваться и ответить, но, слава богу, не успеваю.
– Это важно, потому что есть человек, который выдает себя за генпродюсера государственной компании, но по факту им не является последние три года. Вы понимаете, откуда такая секретность?
– Повторю еще раз: ни полномочия, ни нагрузка Тины Канделаки на канале не изменились.
Дом во Франции, Наполеон под Калугой, муж
– Заметно, что ваш инстаграм делится на две части. Первая – семья. Вторая – путешествия, в основном – Франция. Что вас связывает с этой страной?
– Язык. Говорю на французском c пяти лет. Арендую там дом летом.
– Один и тот же?
– Разные, в Довиле.
– Почему именно этот город?
– С детства хотела пожить там. Из-за фильма «Нормандия – Неман», хотя сейчас немодно говорить об этом в свете пересмотра истории. Плюс Франсуаза Саган (французская писательница, драматург – Sports.ru), если вы знаете, кто это. Плюс там есть места, посвященные высадке войск союзников, большое американское кладбище. Плюс фильм «Мужчина и женщина», импрессионисты. Дофига всего.
– Три места, от которых во Франции кайфуете больше всего?
– Форт Боярд и Ла-Рошель – очень красивый регион. Не так много развлечений, но он прекрасен, потому что исторически интересный. Безумно красивый Мон-Сен-Мишель в Нормандии – это крепость, которая стоит в воде, где постоянно происходят приливы и отливы. И Париж – даже не обсуждается, великий город.
– Недвижимость в Нормандии дорогая?
– По-разному. Но снять дом там стоит гораздо дешевле, чем на Риге (имеется в виду Новорижское шоссе – Sports.ru) или на Рублевке. Раза в три, в четыре, в пять. И так было всегда.
Там не жарко, нет солнца, дождь и 21 градус. Из-за этого не самое курортное место, просто это ближайшее море к Парижу. 1 час 40 минут на поезде с Северного вокзала – и вы у воды. А природа в Нормандии, как в моем любимом Боровске, где у меня дача. То есть рыжие коровы, трава, леса. Единственное отличие – океан.
– У вас есть вид на жительство во Франции?
– Нет, конечно. Зачем?
– Какие у вас источники заработка, кроме «Матч ТВ»?
– Никаких. Но иногда сдаю квартиру.
– Прямо сейчас на Наталью Всеволодовну Билан зарегистрированы 2 компании: ООО «Гермес» и ООО «Плутос». Выручка одной компании – 6,4 млн рублей, второй – ноль.
– Это бизнес мужа. У меня как у жены есть 50%.
– Обе как раз находятся в Боровске. Муж оттуда?
– Муж из Москвы, и я из Москвы. Просто купила там дачу в деревне еще в 1994 году.
Мы обожаем ее, и, когда поняли, что хотим что-то там делать, выкупили старое здание. Изначально оно принадлежало купцу Большакову, а до нас – Батурину, бывшему мужу Яны Рудковской. Там он искал клад. Суть в том, что в Боровске много старообрядцев и под этим домом ими был прорыт подземный путь к Пафнутьево-Боровскому монастырю. По легенде, там хранился царский клад, и Батурин его искал – не нашел.
Дом мы выкупили в ужасном состоянии, отреставрировали и сейчас пытаемся сдать в аренду под туристический музей, но пока не выходит. Это та компания, где нулевая выручка.
Кстати, реставрация стоила огромных денег. Я не жалуюсь, просто делюсь впечатлениями. Такие старые помещения курирует Архнадзор, который требует делать не просто ремонт, когда вы все сайдингом закрываете. А чтобы новое окно было как старое окно, кладка как в старину, подвал – таким, как и был. Иначе вас просто закроют.
Еще из интересного – местный художник, который одержим росписью домов. Он предлагал расписать дом Большакова, но мы не сошлись в сюжетах рисунков.
Там очень много людей, которые в какой-то момент решили, что тишина и уединение лучше, чем все остальное. Боровск – это прям моя любовь, больше, чем все остальное. Всего 87 км от Москвы, но другая жизнь.
Категоричность, предвзятость, планы
– В ноябре исполняется пять лет с момента запуска «Матч ТВ». Если одним словом: вы довольны тем, что сделали за эти годы?
– Да.
– Можете напомнить, сколько на данный момент существует региональных версий канала?
– Одна. У нас нет орбит (по системе «Орбита» осуществляется трансляция каналов на пять часовых зон телевещания – Sports.ru), Александр.
– Сколько корпунктов в мире?
– Основной европейский – в Мюнхене. Он разъезжает по европейским столицам по необходимости.
– У «Матч ТВ» есть своя радиостанция?
– Нет, есть «Авторадио», оно входит в холдинг.
– А периодическое издание, чтобы можно было пошуршать?
– Нет, зачем?
– Сколько ситкомов «Матч» запустил за пять лет?
– Ни одного, только один пилот сняли про Василия Уткина.
– Сколько реалити или ток-шоу были продлены больше, чем на два сезона?
– Ни одного, у нас не было такой задачи.
– Правильно понимаю, что из стратегического плана, который представляли на презентации канала осенью 2015 года, почти ничего не выполнено?
– Почему?
– Чернышенко говорил, что будет пять региональных версий, четыре международных корпункта, возможно, радио, газета, будете снимать реалити, ток-шоу, ситкомы.
– Мы снимаем.
– Но все закрывается на втором сезоне. Видимо, есть проблема с рейтингами или еще чем-то.
– Мы снимаем другое. У нас премьера «Моей игры» – это документальное реалити с Нагучевым – прошла с очень хорошими цифрами.
– Вы про отдельные успехи, а я про стратегические, про то, что говорил Чернышенко в момент запуска канала.
– Я, если честно, не помню вообще этого выступления, меня на нем не было. И пять региональных версий: возможно, речь шла об орбитах, но, наверное, экономически это нецелесообразно.
– Еще раз: за пять лет план не выполнен.
– Вы расцениваете это как планы, которые заявлялись и не выполнены, а я расцениваю как возможность холдинга и канала реагировать на меняющуюся реальность.
Просто стало понятно, что федеральный спортивный канал, желая сохранить тот объем прав, который бесплатно смотрят люди, не может позволить себе других трат. Выбирая между объемом прав и тем, что вы перечислили, мы выбрали права. Это огромные деньги. Соответственно, какие-то идеи, которые задумывались тогда, экономически оказались отложены.
Почему они не удались? Откуда такая категоричность?
– Потому что бизнес-план был написан криво, бюджет на три года вы потратили за полтора, поэтому стали резать расходы, отказались от кучи проектов и сейчас вещаете в эконом-режиме.
– Нет, бизнес-план корректируется. Написан криво – это когда вы закрываетесь через месяц, потому что думали, что шаурму будут покупать 18 человек, а купили всего трое.
У нас нормальная живая реакция на меняющуюся экономику. И почему-то я не вижу громкой статьи по поводу завышения показателей Okko Спорт.
– При чем здесь Okko?
– Почему у вас такое предвзятое отношение к «Матч ТВ»?
– У меня нет такого отношения, я просто задаю вопросы, которые к вам накопились.
– Есть окраска вопроса. Когда вы задаете их, получается, что они жесткие и резкие, а я пытаюсь уйти от ответа. Мне это не нравится.
Падение аудитории, Стивен Сигал, профнепригодность
– Доля (количество зрителей определенной программы или временного отрезка телевещания, выраженное в процентах от общего числа людей, в данный момент смотрящих телевизор – Sports.ru). Чернышенко говорил, что задача «Матч ТВ» – обогнать «Россию-2». Я открываю статистику «России-2»: 2013 год – 2,3%, 2014 год – 2,3%, 2015 год – 2,5%. У «Матч ТВ» в 2019-м – 1,6%.
– Вы какую долю-то проверяли? Извините за фамильярность.
– «4+».
– Забудьте. И передайте остальным коллегам, что люди, которые оценивают аудиторию по «4+» – профнепригодны.
– Объясните почему?
– Дети смотрят все каналы? «4+» – это что? Подрастет малютка и будет смотреть «Матч ТВ»? Нет. Как так можно? У нас есть целевая аудитория: «мужчины 14-59». Это абсолютно телевизионная политика, утвержденная не нами, а предложенная «Медиаскопом» (компания, которая проводит социологические исследования медиарынка; на ее цифры ориентируются крупнейшие рекламодатели – Sports.ru).
– То есть Константин Эрнст, который переживает, что Первый выпал из топ-2, потому что общая доля у «России» и «НТВ» выше (Головин ошибся: Первый канал никогда не выпадал из топ-2 по итогам года в категории «4+» – Sports.ru), тоже считает неправильно?
– Еще раз: доля Первого, «России» и «НТВ» считается по «18+», а не «4+». У развлекательных каналов холдинга – по «14-44», а не «4+».
Мы считаем по «мужчинам 14-59» и «мужчинам 18-59», потому что «Матч ТВ» – мужской канал. Рекламодателям мы продаем мужскую аудиторию. Мы не врем, что нас смотрят женщины. Если бы мы продавали женскую аудиторию, то нам бы не позволили остаться на мужской аудитории.
– При этом в первые два года баинговая аудитория «Матч ТВ» (аудитория, на которую рассчитана реклама; именно ее старается максимально увеличить канал, чтобы затем продать эфирное время рекламодателям – Sports.ru) менялась трижды: начинали с «мужчин 25-59», потом пришли «мужчины 18+», дальше – мужчины «14-59». Эти перемены – чтобы выполнить KPI и красиво отчитаться перед боссами из «Газпрома»?
– У нас не было KPI. А меняли, потому что рекламный альянс просил нас упорядочить аудиторию.
Чтобы вы понимали: по «мужчинам 18+» наша доля была бы выше, потому что все пожилые мужчины 55+ боготворят «Матч ТВ», смотрят его без остановки. С ними наша доля подросла бы, как происходит у Первого канала и у «России».
– Почему вы не считаете их и выбираете вариант хуже?
– Потому что хотим быть перспективным, престижным, хорошо продаваемым каналом, который смотрит и покупает молодая аудитория. Это бизнес-решение.
И согласись, что мы не стартовали с «14-44», а потом сузили до мужчин. Мы сразу сказали, что мы – мужской канал. А потом сделали жизнь даже хуже. Мы сократили себе аудиторию, но стали дороже.
– Хорошо, давайте сравнивать «мужчин 14-59». Доля «России-2» в этой категории в 2015-м – 3,8%. «Матч ТВ» – в 2019-м – 3%.
– Да.
– Вы упали по сравнению с «Россией-2».
– Нет.
– Как нет?
– Нужно сравнивать красное с синим, а соленое – со сладким.
– Поэтому я и сравниваю аудиторию «мужчины 14-59».
– Вы сравниваете два разных канала. Разве сетка «России-2» была такой же, как сетка «Матч ТВ»? Уберите сериалы, кино – и пересчитайте долю. Оставьте только спорт.
– С утра я открыл программу «Матч ТВ» на неделю и увидел: понедельник – «Поединок в Диггстауне» (драма, криминал). Сегодня – его повтор. Завтра – «Рестлер» с Микки Рурком, послезавтра – его повтор. У вас точно нет художественных фильмов?
– У нас один-два фильма в неделю, они идут в выходные.
– Понедельник, вторник, среда, четверг – это будни.
– К чему вопрос?
– К тому, что у вас тоже есть неспортивный контент.
– Во-первых, это спортивные фильмы. Так, между нами.
– Тогда фильмы со Стивеном Сигалом тоже можно назвать спортивными.
– Вы точно разбираетесь в вопросе, который задали? Вы знаете сетку канала «Россия-2» 2015 года?
Я хорошо знаю: маленькая деталь – там не было спорта. Там был повторный контент с канала «Россия», закупные сериалы и программы. А у нас нет фильмов, которые не про спорт. Назовите мне фильм, который не про спорт.
– «Рестлер» и «Поединок в Диггстауне» – про спорт?
– А про что?
– То есть падение доли связано с тем, что вы показываете больше спорта? В отличие от «России-2» у вас есть Лига чемпионов, топовые футбольные чемпионаты. Из-за них упала доля?
– Просто я не хочу сравнивать себя с «Россией-2». Я считаю, что это вообще другой канал. Мы показываем 70% спорта.
Низкопробные фильмы, Бондарчук
– Еще немного про художественные фильмы. Вы силами канала тоже производили их. Например, у одного – «Чистого футбола» – в продюсерах стоите вы, Тина и Федор Бондарчук. Короткий фрагмент из него.
– Я знаю этот фильм наизусть.
– Все-таки посмотрите. Ничего странного не находите?
– Задайте вопрос.
– Человек стоит с сумкой с мячом, через пять секунд мяч у него исчезает, еще через четыре секунды магическим образом появляется снова.
– Ну и?
– Это происходит на первой минуте. Вы считаете, это качественный контент?
– Неудачная, наверное, склейка. К чему этот вопрос? Почему вы задаете этот вопрос мне, а не создателям фильма?
– Потому что вы его продюсер. Второй фрагмент. Что он делает с таким лицом?
– Так я знаю, что он делает. У него были проблемы из-за того, что он принимал допинг.
– Я про другое. Вы считаете достойным ставить такие фильмы, под которыми вы подписываетесь, в эфир федерального канала?
– Нам казалось, да.
– Сейчас тоже так кажется?
– Мы периодически его повторяем. И меня больше волнует мнение аудитории, чем ваше и мое.
В отличие от большинства юных коллег, я очень уважаю аудиторию, поэтому если она что-то выбрала или не выбрала, то это либо моя ошибка, либо маленькая победа. Не надо думать, что все вокруг тупее нас.
В целом «Чистый футбол» прошел хорошо, как и еще пять мувиков. Остальные пять не нашли отклик у телезрителей.
«Карусель», рост, доходы
– И еще про долю. Вы говорите, что «Матч ТВ» – совсем другой канал, но я правильно понимаю, что за эти пять лет вы не смогли набрать вообще никакой якорной аудитории? Потому что я открываю неделю с 16 по 22 марта и вижу, что главная спортивная трансляция на русском ТВ – это зарядка на телеканале «Карусель». «Матч ТВ» наверху нет.
– Потому что спорт исчез. Вы не в курсе?
– Ваша задача как руководителя – наполнить канал, когда исчез спорт.
– Мы наполнили, но аудитория, которая привыкла смотреть спорт в прямом эфире, не сразу перестроилась.
И вы по какой аудитории смотрите? Опять «4+»? Вы посмотрите «мужчины 14-59» – и тогда продолжим дискуссию.
– Это жонглирование цифрами. Когда «Карусель» обгоняет «Матч ТВ» за звание главного спортивного канала спустя пять лет после его создания, хоть и на одной неделе, то это значит, что вы не набрали ядро, которое вас смотрит априори.
– Это жонглирование заголовками, а не цифрами.
Еще раз – у каждого канала есть якорная аудитория. У СТС и ТНТ – это «14-44», все программирование канала зациклено на эту аудиторию. Мерить их по «4+» – категорически неверно.
– Выражусь еще понятнее. Первый матч «Спартака» после рестарта, когда все дико ждали футбол, – с «Арсеналом» – в Москве посмотрели 239 тысяч человек…
– По России доля 10,4% в нашей категории.
– Я понимаю, да. Но я говорил про другое – про то, что как бы доля ни росла и какую бы категорию вы ни выбирали, мы все равно говорим о крохах. «Матч ТВ» планировался как масштабный федеральный канал с широкой аудиторией, а спустя пять лет его все равно смотрит узкая тусовка гиков. Не миллионы человек.
– Если брать самый топовый матч того тура по вашей любимой «4+», то это ЦСКА – «Зенит». По России его посмотрели 2,7 млн человек (по данным «Медиаскоп», матч ЦСКА – «Зенит» по всей России посмотрели 856,8 тысячи человек – Sports.ru). Второй по топовости – «Сочи» – «Ростов», там 2,3 млн (по данным «Медиаскоп», этот матч по всей России посмотрели 695,9 тысячи человек – Sports.ru). И третий – «Арсенал» – «Спартак», там около 2 млн (по данным «Медиаскоп», этот матч по всей России посмотрели 680,2 тысячи человек – Sports.ru).
– Такого не может быть.
– Учите матчасть.
– Даже если так, то это исключение, когда все соскучились по футболу. В остальные недели ваши самые рейтинговые трансляции не набирают миллионов.
– Нет, это всегда много миллионов человек.
(Sports.ru изучил рейтинги телесмотрения «Матч ТВ» в категории «4+» с момента рестарта РПЛ до сентябрьской паузы на сборную и нашел только три матча, которые за это время по всей России смотрело больше 1 млн человек.
ЦСКА – «Спартак» 30 июня 2020 года. Его показатели: 1,086 млн человек.
«Зенит» – «Спартак» 19 июля 2020 года. Его показатели: 1,2 млн человек.
«Динамо» – «Зенит» 26 августа 2020 года. Его показатели: 1,074 млн человек.
Перебивку 30 тура РПЛ 22 июля посмотрели 1,072 млн человек – Sports.ru).
Кстати, 19 и 20 июня, если измерять по прайму – а ТВ измеряется по прайму – мы номер 1. Среди всех каналов.
(По данным «Медиаскоп», 19 июня «Матч ТВ» не вошел в топ-3 среди всех каналов в прайм-тайм (с 19 до 23 часов) ни в категории «4+», ни в категории «мужчины 14-59». 20 июня «Матч ТВ» занял третье место среди всех каналов в прайм-тайм в категории «мужчины 14-59» – Sports.ru).
Почему вопрос про крохи?
– Потому что аудитория не стала больше по сравнению с тем, что было раньше. Окей, пусть вы стали показывать больше спорта, что снизило долю, но у вас появилось намного больше эксклюзива и топовых событий, чем у «России-2». Люди в стране тоже стали больше интересоваться спортом. Ежемесячная аудитория спортивных медиа выросла, а «Матч ТВ» застопорился. Он как считал эти крохи, так и считает.
– Мы росли с 2016 года. В 2019 году произошел небольшой спад, потому что, во-первых, российский футбол отдали на «Матч Премьер». Плюс нечетный год. Для нас это нормально.
– На сколько вы выросли?
– Были 3,2% в 2017 году, 3,6% – в 2018-м.
– А в 2019-м – 3%. Даже хуже, чем в нечетный 2017-й. Вы не удержали аудиторию. Вы сейчас скажете про чемпионат мира, но у нас на Sports.ru в 2019-м его тоже не было, только аудитория не ушла.
– Значит, людям не хватило какого-то спорта. Нужно смотреть по месяцам.
Вы рассматриваете все с точки зрения удачи и неудачи, хотя всему есть достоверное объяснение. Это не оправдание, но вы не очень разбираетесь в телевизионной аналитике. Запросите ее у независимого эксперта, если не верите мне. Он вам объяснит, что «Матч ТВ» не продается по доле и по рейтингу, как остальные каналы.
– Как он продается?
– Спонсорством, поэтому мы и выросли в доходах. Падение доли для нас принципиально, потому что это престиж и рост аудитории, но мы смогли организовать доходную модель так, что мы зарабатываем на спонсорстве.
– Спонсорство — это не прямая реклама в рекламном блоке, а интеграции в выпуске или трансляции?
– Да, как, например, Gillette – в Дуде.
– Но рекламодатели ведь смотрят, какая доля у канала.
– Не всегда, потому что они понимают, что это не самый яркий показатель.
– Что ярче?
– Ярче, как вы называете, резонанс. Ярче – спортивные события, востребованность той мужской аудитории, которой они продают свой товар.
Мы оказались каналом с огромными затратами на права, соответственно, наша задача – как можно меньше тратить и как можно больше зарабатывать, что мы и пытаемся делать.
Каналу всего пять лет, спортивной индустрии всего 16 лет. В отличие от развитых стран, платной модели в России пока ни у кого нет. Ни у «Яндекса» с НХЛ, ни у Okko Спорт. Кто-то монетизирует права? С кем нам себя сравнивать? Не с кем. Получается, мы сами по себе существуем в пространстве.
Вы видите минусы, я тоже вижу минусы. Но еще я вижу и плюсы, и попытку как-то преодолеть эти минусы.
Стопэ, резонанс
– В 2013 году на базе MTV запустился телеканал «Пятница». Как и вы, он занимается развлекательным ТВ. К 2018 году на «Пятнице» вышли несколько резонансных шоу вроде «Орла и Решки», «Ревизорро», «Пацанок», повара Ивлева. За пять лет они получили 10 ТЭФИ. У вас девять ТЭФИ, но резонансных шоу, которые обсуждались бы за пределами спортивной…
– У вас дедушка с бабушкой в райкоме комсомола не работали? У вас интонация, как раньше на советских собраниях, где обличали людей за то, что они покурили, выпили или сабо надели. Откуда у вас манера похвалить одно и обосрать другое?
– Я даже вопрос не задал еще.
– Вы обсираете. Вы хвалите «Пятницу» и тут же говорите: «А у вас девять ТЭФИ». Вы всюду ищете подвох. Как вы живете-то? Стопэ, как говорит ваш руководитель Александр Аксенов.
Вы к тому, что у нас нет новых лиц?
– У вас нет резонансных программ, которые выстрелили бы, как…
– Это по вашему мнению, а для меня – они есть. Для меня удача – студия «Мяч» на Ленгорах. Это резонансный проект. Для меня удача – репортажи Михаила Моссаковского о Беслане и о борьбе с раком.
Вы чем мерите-то? Подписчиками в инстаграме и ютубе?
– В том числе, потому что через них делаются новые лица. Мы знаем новые лица на «Пятнице», которые раскрутились…
– А я – деньгами. Опубликуете таблицу, где мы четвертые по выручке?
– Но есть же еще что-то, кроме денег, нельзя все мерить кассовыми сборами.
– Именно поэтому на канале «Матч ТВ» есть проекты и люди, которыми я горжусь. Которые начали иначе разговаривать, иначе снимать. Проекты, которые не удались бы без уважения и доверия спортсменов к нашему каналу – для меня это важно, для меня это резонансно.
Когда мы в 2015 году запустили канал, мы выяснили, что нет никакого архива документалки. Их не снимали, а то, что снимали, в эфир я не поставлю. То документальное кино, которое я увидела… Да лучше ставить все время «О, спорт, ты – мир», чем протяжные документальные портреты, которые снимал Григорий Твалтвадзе.
– Вернемся к резонансным шоу. Была классная «Культ тура», был «Тотальный разбор». Сейчас – ноль.
– Стоп-стоп, что вы говорите.
– Я знаю, что вы скажете сейчас про низкие рейтинги, но «Культ Тура» добивала за пределы спорта, она была резонансной.
– Такая же резонансная была «Нефутбольная страна», резонансные были «Ген победы» и «Нехоккейная Россия». Для кого резонансная?
– Еще раз поясню: резонанс – это когда я попадаю на биатлонный блок Губерниева, смотрю и думаю: «Какой прикольный дядька, пойду сейчас и подпишусь на него в инстаграме». Попадая на все остальные шоу и ведущих канала, я такого желания не испытываю.
– Меня интересует канал «Матч ТВ». К нам в инстаграм добавилось подписчиков.
– Который накручен.
– Напиши статью про Okko Спорт, я тебя прошу. Про то, как они накрутили показатели. Как у них 36 тысяч подписчиков на английском футболе, а вы все говорили о том, что хорошо, что монополия рухнула. Ну и?
– Наталья, при чем здесь Okko Спорт? Речь про «Матч ТВ».
– Я говорю про то, что существует предвзятое отношение к каналу, но хочу себя успокоить. Когда я особенно заходилась – это было где-то в 2017 году – я открыла Sports.ru времен «России-2», которая не показывали турниры, и поняла, что комментарии-то одни и те же. О чем это говорит? О том, что меняются каналы, фамилии комментаторов, а претензии – не меняются.
– Спрошу в третий раз. Что из резонансного для вас вышло на «Матч ТВ» за последний год?
– «Ген победы», «Нехоккейная Россия», «Тотальный футбол» – он намного лучше с Сергеем Кривохарченко. Нравится «Футбольное столетие» и «Моя игра» – горжусь этим проектом. Он сделан очень профессионально телевизионно, по всем критериям индустрии. Это именно инфотейнмент.
Пандемия очень ударила по нам. Сравнения с «Каруселью», конечно, могут обидеть, задеть, но я к этому отношусь философски, ведь весной просто исчез весь прямой спорт. Все сели дома с детьми. Большинство родителей как занимают детей? Включают детский канал – и в этот момент «Карусель» испытала свою минуту счастья. Это хорошо.
Савин, звезды, Командная
– Еще одна претензия: «Матч ТВ» ежегодно теряет ценные кадры, которые потом становятся топами в других местах. Савин…
– Савин не работал в штате, а ушел потому, что ему не удалось стать комментатором. Точка.
– При этом он пошел на Первый, там вел шоу, которое было достаточно рейтинговое…
– Для «Матч ТВ» оно бы прошло с долей 0,5%.
– Сейчас делает фильмы, которые собирают миллионы на ютубе.
– Да, но ни один эфирный канал их не возьмет.
– Карпин ушел, комментировал для Первого чемпионат мира и зажег там.
– Он не комментировал чемпионат мира, он был экспертом.
– Он комментировал.
– Один матч – Испания – Португалия.
– Командная, которая ушла…
– А мы ее уволили.
– Провела жеребьевку чемпионата мира, работала на Fox…
– И-и-и?
– И сейчас…
– И-и-и?
– В период карантина произвела больше новостей, чем весь «Матч ТВ» вместе взятый. Я постоянно видел, как она берет интервью, потом цитаты из них расходились по медиа.
– Ну и пожалуйста, ради бога. Давайте разберем интервью Маши Командной. Не унижайте меня этим. Ну, прошу вас.
– Кирильчева, которая делает ЦСКА ТВ. Уткин, который поджигает ютуб, создал продакшн с людьми, которые снимают фильмы в Африке, в Дагестане. Это люди, которые стали бы лицами канала. Почему вы их постоянно теряете?
– Кого из этого списка потерь я должна как-то комментировать?
– Савин – не потеря?
– Савина единственного мне жалко, потому что мы научили его быть ведущим, вообще-то.
– Карпин – не потеря?
– Карпин не ведущий. Карпин ушел по причинам, которые сам назовет когда-нибудь.
– Командная – не потеря?
– Нет. Кирильчева – нет.
– Гутцайт? Стогниенко?
– Мне жалко комментаторов, которые покинули «Матч ТВ» больше, чем фамилии, которые вы назвали сначала. Но в отсутствие людей я не говорю о причинах, которые побудили их уйти. Те причины, которые называют коллеги, покинувшие канал, не всегда правдивы.
– С одной стороны, вы теряете людей, которые потом выстреливают в другом месте. С другой – за пять лет на «Матч ТВ» не появилось ни одной звезды, кроме Губерниева, который работает по договору и который был звездой до «Матча». Согласны?
– Звезда – это что?
– В данном случае я измеряю поисковыми запросами, уровнем узнаваемости фамилии и лица, участиями в рекламе, количеством корпоративов, количеством подписчиков в инстаграме. Популярные люди появились на канале за пять лет?
– Да, Андрей Аршавин, Андрей Тихонов.
– Они были футболистами, которых знала вся страна.
– А сейчас еще больше узнает.
– Хорошо, из тех, кто не был спортсменом, – появились звезды?
– Да, Женя Евневич.
– Кто это?
– Ваша проблема, погуглите.
– Чем он прославился?
– Хороший репортер и, как вы говорите, очень резонансный. О нем написали почти все ведущие компании мира.
– А, когда он попал под поливалку?
– Да, мой друг. Явно круче Командной.
– Евневич прославился чем-то, кроме попаданием под воду?
– Очень хороший слог, очень хорошие репортажи. Мы рады, что он решился переехать из Казани в Москву.
– Еще две фамилии.
– Я считаю звездами Казанского, Генича.
– Они не были звездами до этого?
– Я не знаю. Вы все время сравниваете с каким-то прошлым миром, который абсолютно нерелевантен по отношению к «Матч ТВ». Наверное, Генич был, он профессиональный комментатор, Казанский – тоже, но для меня это звезды. Губерниев – да, конечно. У ребят появилось очень много возможностей.
– Сейчас можно спросить, куда пропала Лена Летучая, но она пришла на «Пятницу» никем и за пару лет стала звездой, которая может ничего в жизни больше не делать. Пришли Регина Тодоренко и Андрей Бедняков – и тоже стали. К ним приходит Пивоваров и снимает про них выпуск «Редакции». Про кого Пивоваров мог бы снять на «Матч ТВ», чтобы это посмотрело под миллион?
– Я не могу разговаривать с вами в той же интонации. Она для меня не допустима.
Для меня звездой стал тот, кто не перестал быть звездой за эти пять лет или кто реализовал в себе другой потенциал. У них у всех есть подкасты, они все еще что-то ведут, что-то пишут.
– Но они же еще на «Плюсе» что-то писали и вели.
– Тимур Журавель абсолютно репортерски вырос. У него есть репортажи, достойные ТЭФИ. Хотя ТЭФИ не мерило успеха, но все же.
– То есть он вырос не за 15 лет на «НТВ-Плюс», а за пять лет на «Матч ТВ»?
– Для меня – да. Я не помню репортажи Тимура на «НТВ-Плюс». Если вы сейчас, не погуглив, назовете мне какой-то, то я заберу свои слова обратно.
– Мне запомнились из Австралии, когда он летал туда на теннис. Там была серия про страну, людей. Обалденные – из Англии, когда «НТВ-Плюс» открыл там корпункт. Они с Казанским менялись.
– Это немного другие законы игры. «НТВ-Плюс» никто не видел, «Матч ТВ» – все-таки канал, который смотрит очень много народу.
Черданцев, Юлия Шарапова, неприкасаемые
– На «Матч ТВ» есть неприкасаемые?
– Люди, которых нельзя уволить? Нет.
– Вопрос от футбольного гуру Sports.ru Александра Дорского: «Черданцев никогда не понимал в футболе, а теперь он вообще не готовится. Вы считаете нормальным, когда такой человек ведет главную передачу о русском футболе на федеральном канале»?
– Мне трудно ответить Дорскому за Черданцева. И за людей, которые приходят каждую неделю в эфир к Черданцеву и не говорят ему в лицо «Ты не разбираешься в российском футболе». Вы считаете, их пытают, поэтому они так не говорят? Поэтому они приходят и дают комментарии Юре?
Я считаю, что человек, который не сидит один в студии с монологом, а участвует в диалоге, задает вопросы и отвечает на претензии, все-таки имеет право на более лестную характеристику.
– Тогда конкретные примеры от Саши: «В матче «Арсенал» – «Спартак» Черданцев назвал 26-летнего Егора Шамова молодым вратарем, а схему Тулы с пятью защитниками – постоянной для игр Черевченко, хотя по ней «Арсенал» провел только шесть матчей из 22. По другим чемпионатам – тоже кошмар. Комментируя Кубок Италии, Черданцев сказал, что у Сарри нет трофеев, хотя в прошлом сезоне он выиграл Лигу Европы и Кубок Англии. А комментируя «Челси» – «Бавария» в феврале, назвал Марко Алонсо основным защитником лондонцев и сказал, что вратарь Кепа пропускает матч из-за невероятного недомогания, хотя Кепа не играл несколько матчей до этого, и все знали, что Лэмпард им недоволен.
– Я думаю, что есть еще ошибки, которые допускал Юра.
– Дорский их не указал, потому что вряд ли пересматривал матчи. Это первое, что пришло ему в голову, но все равно впечатляет.
– Уверена, что пересматривал и готовился, чтобы задать вопрос. Я уверена, что он ведет постоянное наблюдение за нашими комментаторами. Все-таки это основной контент Sports.ru, не будем скрывать. У вас если в заголовок вынесен «Матч ТВ», то статья удалась. Правда?
– Наталья, если можно, перейдем к вопросу.
– Я думаю, Юра знает все свои ошибки. Просто не всегда есть возможность подумать во время комментариев, потому что репортаж очень быстрый. Насчет готовиться – не уверена. Я могу переадресовать все вопросы Юре, Дорский сам может задать ему.
– Когда вы видите в эфире Юлию Шарапову, какие у вас эмоции?
– Это к вопросу о неприкасаемых?
Нормальные эмоции, иногда ведет хорошо, иногда плохо. Очень зависит от настроения, работает над собой, пытается снимать репортажи, не все получается. Помогает нам иногда с интервью с клубом «Ростов».
– Я слышал, что Юлия Шарапова работает по абсолютно свободному графику: захочет провести утренний эфир – пишет, что работает, не хочет – нет.
– Это неправда.
– Несколько раз было так, что Юлия должна была прийти на эфир, но забыла. Тогда звонила редактору, говорила, что перепутала расписание и не придет. В итоге утренний эфир «Все на матч» вел один человек. Связано ли это как-то с тем…
– Это связано с дисциплиной Юли Шараповой и с тем, почему она так мало находится в эфире. Хотя ради нас она уволилась с ТВЦ (на этом канале Шарапова тоже была ведущей – Sports.ru), очень хотела у нас работать, но выше утреннего эфира она не поднимается. Может быть, тяжело, может быть, какая-то переоценка. Тем более что она работает на ГПХ, поэтому получает ровно столько, сколько отработает. Какая выгода Юле от этой работы?
– Я не говорю, что это связано с выгодой. Я про то, что, возможно, ее не увольняют, не наказывают, не разрывают ГПХ , потому что она супруга сына губернатора Ростовской области.
– Она не супруга, а невестка. Проверяйте факты, Александр.
Во-вторых, я узнала об этом только через два года ее работы. Когда она сказала, что поможет нам с интервью с клубом «Ростов». Только тогда мы провели параллель.
Но вообще, это уже не смешно даже – везде искать ###### [подвох]. Честно. Вы сильно умнее.
Юля работает по сдельной оплате труда. То, что она не самая яркая и лучшая ведущая, – мне очень жаль, потому что мне она очень нравится. Мне не хватает красивых женщин в эфире «Матч ТВ». Это к вопросу, что я очень рада уходу Командной и Кирильчевой. Не могу промолчать.
Моя любимая ведущая – это Васюкова, потому что она очень сильная характером, олимпийская чемпионка, спортсменка. Я люблю и Машу, и Соню, и Юлю Маслаченко, и Юлю Шарапову – они яркие и красивые, но иногда… Вот вы говорите про звезд, а они не хотят быть звездами, это тоже проблема спортивного канала. Часто люди соглашаются освещать чужие победы, чем стремятся к своим – это специфика работы. Ты обречен на то, что ты вторичен, ты следуешь за спортом, ты создаешь контент. И это накладывает некую нерешительность, которая во многом не позволяет получить звездность. Они обслуживают спорт.
Фигурка, Оkkо, женщины
– Самый популярный спорт на Sports.ru за пределами футбола – фигурное катание. И, кажется, так происходит не только у нас. На «Матч ТВ» фигурка была, а теперь – нет, ее показывает Первый канал. Почему вы ее потеряли?
– Поделились правами с Первым каналом. Это было принципиальное решение, потому что аудитория фигурного катания – женщины. Плюс Первый созданием интересных шоу вроде «Ледникового периода» немножко приучил зрителя, что это должно быть так. Поэтому весь контент фигурного катания должен быть на одном канале.
– Вы не могли привлечь женщин на канал, если бы показывали фигурку? Они ведь в любом случае пришли бы к вам, потому что больше смотреть негде.
– Это того не стоило бы. Мы не продаем женскую аудиторию, это бизнес. Мы потратили бы деньги на права, но не окупили бы их.
– UFC ушла на РЕН-ТВ. Ее смотрела мужская аудитория?
– Смотрела, но была завышена стоимость прав. Так же, как и за АПЛ.
– Италия и Испания перешли к «Телеспорту».
– Мы много прав покупаем у «Телеспорта». Как и фильмы многие закупают у мейджоров (прокатчиков – Sports.ru), а не студий. Это вопрос затрат…
Нас любят упрекать в государственном финансировании, но почему никто не пишет, что Okko Спорт – это капитал «Сбербанка»?
– Почему вы снова про Okko Спорт?
– Я люблю, когда правда, а не когда резонанс и хайп.
– Мы писали про косяки Okko Спорт, когда они были на старте.
– Я очень слежу за Sports.ru, как Дорский за Чердаком. Косяки – да, но вы не пишете про государственный капитал, вы не пишете, что стоимость прав не оправдала количество подписчиков. Не так резонансно обсуждать, как «Матч ТВ», правда?
Мне просто странна двойная мораль в оценке деятельности похожих организмов. То есть там хорошие парни, поэтому можно все простить, да?
– Абсолютно не так.
– Ну, правда. Вам просто не нравится «Матч ТВ», ну что делать.
– Да не то что не нравится. Я смотрю «Матч ТВ», а сейчас задаю вопросы, которые накопились. Вы четыре года ни с кем не общались, логично, что они возникли. Например, можете объяснить еще по правам, а то я совершенно не понимаю. Во время футбольных чемпионата мира и Евро все сливки уходили на ВГТРК и Первый, Первый транслировал финал молодежного чемпионата мира по хоккею, Первый может прийти забрать трансляцию большого хоккея. Что в это время делает «Матч»?
– Первый не может ничего забрать. Права на чемпионат мира по хоккею принадлежат Федерации хоккея. Федерация решает, кому их продать. Соответственно, она их продала Первому каналу. Дальше мы вступаем с Первым в переговоры, понимая, что наша сетка гораздо гибче, потому что она заточена под прямой спорт. И показываем либо матчи в группе с участием России, либо четвертьфиналы, полуфинал. Финал, как правило, показывает Первый канал, потому что он расчищает под это сетку. Мы не упускаем права, права не нам принадлежат.
Почему вы не задаете вопрос Федерации: зачем они выбирают Первый канал, а не «Матч ТВ» – федеральный спортивный канал?
– Чемпионат мира по биатлону – почему приходится делить его с Первым, когда у вас есть Губерниев?
– Рассказываю: всю жизнь у них были права на двоих с каналом «Россия-2». Иногда мы выкупаем у них, иногда они говорят нам: «Хорошо, мы отдаем вам биатлон, взамен отдайте нам лыжи или этот матч». Ну, показывают они Эль Класико – кто-то видит его? Гонку с Устюговым кто-то увидел, которую они показали?
– Я к тому, что есть «Матч ТВ», который позиционирует себя как солидный федеральный канал, при этом он постоянно теряет какие-то права.
– Это тупо бизнес, это деньги. Что-то куплено Первым каналом, все права от «России-2» перешли нам. Мы выкупаем, меняем, забираем, но это деньги, мы не можем забрать все. Мы всегда предлагаем параллельный показ. И, кстати, до конца предлагали и ждали решения от Первого канала по поводу финала молодежного чемпионата мира по хоккею. И только в тот момент, когда поняли, что нам не отвечают, мы поставили матч Россия – Канада из 2011 года.
– При этом на презентации в 2015 году было заявлено, что «Матч ТВ» – это такая кубышка, которая соберет все спортивные права и будет эксклюзивно показывать весь спорт.
– Так и есть. Мы сделали за пять лет то, что ты не хочешь признать. У тебя даже в голове нет такой мысли. Это не вопрос твоего интеллекта, просто ты мыслишь по-другому.
Мы показали, что спорт – это прибыльный бизнес. В этот момент все начали покупать права. НТВ, Первый, «Россия» ненавидели спорт, потому что он мешал сетке, он мешал зарабатывать на якорной аудитории. У них была якорная аудитория, которая уходила на спорте. Вот эти женщины 14-59 сбегали. Появлялись мужчины 14-59, которые набегали, не приносили деньги и исчезали.
А мы показали, что на спорте можно зарабатывать вдолгую. Что можно продавать Олимпиады, продавать регби. Посмотри, на форме всех команд появились букмекеры. Знаешь, почему? Потому что появился «Матч ТВ» и спонсоры могут себя увидеть в телевизоре.
Получилось, что и канал зарабатывает, и позволяет существовать командам. Это – бизнес. Только так может вырасти спортивная индустрия. Только когда появятся деньги в спорте, тогда начнется расширение жанров околоспортивного контента.
Ты сказал про резонансную «Культ Туру», но ее цифры, как и цифры всего околоспортивного контента, были одинаковые. Я не буду перечислять рейтинги, поверь, я круче Дорского – у меня все цифры в голове, а не в таблице. Так вот, самая высокая доля была у «Нефутбольной России», а «Культ тура», «Передача без адреса» – одинаковые.
Карпин, Миллер, цензура
– Вы уже вспоминали Карпина. Почему он ушел с «Матч ТВ»?
– Решил сосредоточиться на тренерской деятельности.
– Почему последний выпуск его шоу не вышел?
– Он вышел, почему нет?
– Он не вышел. Карпина уволили в ночь на понедельник, в воскресенье был анонс «Тотального разбора», но в понедельник ничего не появилось.
– Я думаю, это было общее решение коллектива. Уволили Карпина – зачем ставить его программу?
– В спортивной журналистике есть мнение, что его уволили по просьбе или как-то повлиял на это Алексей Миллер.
– Не могу знать. Со мной Алексей Борисович не общается. Я видела его всего несколько раз, когда он приезжал на беседу с комментаторами.
– На «Матч ТВ» есть цензура?
– Как и на любом федеральном канале.
– Например?
– Интонация, допустимая для соцсетей, не может быть в эфире федерального канала. То есть, как вы мне сейчас задаете вопросы или субъективное окрашивание событий – такого быть не может.
– 30 сентября 2018 года Дмитрий Егоров с «Чемпионата» (сейчас он работает в «Спорт24» – Sports.ru) был в студии «Матч Премьер» в обвязке матча «Анжи» – «Зенит». Егоров поспорил с Дерунцом, что «Зенит» проиграет – на щелбан. В итоге «Зенит» действительно проиграл, правда, Дерунец в студии не появился, но Егоров пробил щелбан заменившему Дерунца Михаилу Меламеду. После этого Егорова вывели из студии, на каналах холдинга он был забанен и больше не появлялся. Хотя до этого был не обычным гостем, а получал деньги за эфиры и даже вел «Нефутбольную страну». Вы в курсе, почему не появлялся?
– Не было повода, наверное. Почему не появлялся?
– Я слышал, что его звали в эфир многие комментаторы, но от вас приходило «нет».
– Не могу объяснить вам этого. Мне нужно вспомнить, почему в 2018 году его вывели, я правда не помню. Мне надо посмотреть, что происходило в студии.
– Говорят, во время эфира от вас поступил звонок в аппаратную.
– Нет. И, если от меня, то, наверное, Диме, а не аппаратной.
– Я слышал, что не ему.
– Я не разговаривала с Димой?
– Я не знаю.
– А я знаю.
– А! То есть вы все-таки разговаривали по этому поводу. О чем?
– Давайте я вспомню.
– Ну ладно, вы же вспомнили уже.
– Нет, я не занимаюсь «Матч Премьер». Мне надо пересмотреть эфир. Вы мне рассказываете одну версию.
– Хорошо. Тогда перейдем к Артемию Панарину. Прошлым летом он дал большое интервью ютуб-каналу «Всему Головин» и набрал 1,2 млн просмотров. В разговоре было много цитат про Владимира Путина. Sports.ru и «Чемпионат» опубликовали эти цитаты. «Матч ТВ» не рассказал об интервью в эфире, а на сайте опубликовал всего одну цитату, но не про Путина, а про церковь. Когда после интервью про позицию Артемия высказывались тренеры, сайт эти цитаты публиковал, при этом снова без Путина, а лаконично: «Панарин высказался о политике – вот как это комментируют тренеры». Вопрос: «Матч ТВ» не боится церковь, но так боится Владимира Путина?
– Мы – канал спортивный. Мне кажется, это очевидно.
– То есть такой контент нельзя ставить в эфир?
– Я просто не знаю, к чему должна привести постановка этого контента. К обсуждению в студии?
У вас это приводит к комментариям под статьей. У вас же авторы не высказывают своей позиции. Вы передаете то, что сказал человек, и дальше никому не известные люди читают статью и высказывают мнение.
– Зрители, которые не видели интервью, не должны знать, что топовый российский спортсмен, который заключил контракт на 12 миллионов долларов в год….
– Вы сейчас самого себя опровергаете. Кто мы по сравнению с ютуб-каналом «Всему Головин»? Наверное, вас посмотрело достаточное количество народу, чтобы сформировать мнение.
– Наталья, это уход от ответа.
– Нет, это не уход. Я считаю, что в эфире спортивного канала нет места дискуссиям о политике. Мы их не ведем, вы не заметили?
– Не дискуссии. Действующий топовый российский спортсмен первым высказался против власти, когда все в едином порыве агитировали за поправки. Это не достойно упоминания?
– Он не первый высказался. Плюс мы достаточно фильмов сняли про Панарина. И все, что он хотел сказать про спорт, он сказал. И вот если бы мы сняли фильм, там бы он говорил про Путина, а мы этого не показали, тогда бы это была цензура. А так – нет.
– Зимние протесты фанатов – почему этого не было в эфире?
– Как не было? Вы не видели? У Черданцева вышла целая программа про это. Показывали трибуны, шло обсуждение с РФС.
– Вы помните, как комментаторы об этом высказывались?
– Конечно, помню. И Казанского помню с цитатами, и Шнякина, который говорил, что уходят с трибун.
– Они единственные, кто сказал. И о-о-очень аккуратно, метафорами.
– Как могли, так и говорили.
– Остальные 14 комментаторов не сказали вообще.
– Решили не говорить.
– Сами решили?
– Да. У них было право не вести этот матч, если бы они хотели высказаться.
– А почему они не могли провести и высказаться?
– Не знаю.
А почему Нагучев прокомментировал именно так матч «Сочи» – «Ростов», а не по-другому? Тоже приказали? Почему Генич извинился? Тоже приказали?
– Мы не обсуждаем сейчас «Сочи» – «Ростов», вопрос совсем про другие события.
– А я обсуждаю, для меня это звенья одной цепи. Я считаю, что «Матч ТВ» показывает спорт и все, что вокруг спорта. Я не знаю истинных причин болельщиков, которые покидали трибуны.
– Так это вокруг спорта, они ушли со стадиона, с матчей.
– Да, мы показали это. И потом обсудили в околофутбольной программе Георгия Черданцева.
– Комментаторам был запрет обсуждать это?
– Нет.
– Вы можете вспомнить хотя бы одно острое интервью за пять лет существования «Матч ТВ»?
– Губерниев, Журавель.
– С кем?
– Тимур? Я думаю, у него абсолютно искренние интервью.
– С кем?
– Почему интервью должно быть острым? Почему вы постоянно изображаете из себя Юлиуса Фучика, если знаете кто это. А, я забыла, вы даже мишку олимпийского не видели.
Почему вы считаете, что вы – репортер в горячих точках? Острые интервью – зачем?
– Я объясню. Есть Сергей Прядкин, который руководит РПЛ с 2007 года – 13 лет. Вы сами понимаете, как развивается лига: она не развивается, она стагнирует. Прядкин избирается каждый раз, как Владимир Путин – почти единогласно, в последний раз его даже избрали досрочно. Когда его избрали первый раз, у него не было никакой программы, он сказал, что она будет через год, но так и не написал. Он замешан в коррупционных схемах. Он появляется в эфире «Матч ТВ» и никогда «Матч ТВ» не задает ему острых вопросов. Канал спрашивает о чем угодно, но в итоге выходит интервью в стиле «России-24». Абсолютно кастрированное. Это журналистика?
– А есть кто-то, кто взял острое интервью у Прядкина?
– Он не дает тем, кто может это сделать. Мы очень хотим, пытаемся уже пять лет, но он бегает от нас.
– Может быть, это ответ?
– У вас есть возможность, у вас есть доступ к телу. Так почему вы не хотите просто позвать его и спросить обо всем?
– Может, это и есть ответ? Можно задать вопрос, но не получить на него ответ. Все эти годы, когда Прядкин выбирался безоговорочно, как вы говорите, за него голосовали клубы.
– Ну да, это не секрет.
– Пусть это будет проблема клубов и Прядкина, хорошо?
Кстати, последний раз они тоже голосовали за него, когда РФС пытался выбрать другого человека. Кто виноват, что кому-то не нравится Прядкин? Клубам нравится, я так понимаю. А нам это неинтересно.
Ну, взяли вы интервью у Смородской, абсолютно претенциозное по интонации. Было видно, что она вышла из себя в какой-то момент, на что и рассчитывали. Только я не понимаю, острое интервью – оно зачем?
– За тем, что журналистика – это не только документальные фильм про Пеле или про Валерия Воронина. Но и за тем, чтобы, как врач, вскрывать нарывы и докапываться до правды.
– Наверное, это моя позиция, но я не считаю канал «Матч ТВ» публицистическим. Мы все-таки больше канал-транслятор.
Да и запроса на острые интервью нет. Вы сильно переоцениваете желание аудитории узнать какие-то тайны. Это сиюминутное желание, на один комментарий.
– По Sports.ru видно, что такой спрос у людей есть.
– Я и говорю – на один комментарий. И дальше что? Какие-то петиции или что-то происходит после ваших расследований?
– Чем больше расследований будет, чем больше людей узнает, тем больше появится петиций, и люди наверху зашевелятся.
– С какого года Sports.ru существует?
– В позапрошлом году отметили 20 лет.
– Чуть больше, чем Прядкин. Что же он тогда никуда не ушел?
– Потому что о его проблемах говорит только Sports.ru, остальным нельзя, боятся.
– Нет, не боятся, просто это никому не нужно.
– Ну да, поэтому «Чемпионат» только недавно стал писать фамилию Навальный. Зато теперь делает это постоянно. Тоже никому не нужен был?
– Этого я не знаю. Я не читаю «Чемпионат». Только Sports.ru. Ненавижу, но читаю.
Поправки, Кадыров, бои
– Ролик про поправки. Кто был его автором?
– Я вообще не хочу об этом говорить. Могу сказать только то, что показ такого ролика входит в обязанности федерального канала.
– Вам понравился ролик «Матча» по задумке?
– Еще раз: для канала это был оптимальный ролик.
– Я абсолютно не шарю в телике и пиаре, но заметил, что реакция на него была такой: «Блин, «Матч» снова опозорился». Если бы ролик был стандартным, что-то вроде закадрового «Приходите на участки» и нейтральные картинки, думаю, его бы почти никто не заметил. Но вы в ответ получили кучу хейта.
– Как бы вашему поколению научиться сарказму? Вы же его даже не чувствуете. Вообще. Никак.
– Объясните тогда.
– Это невозможно. Потому что вся часть телевизионной индустрии, кроме вашей, увидела сарказм, а пользователи Sports.ru – совсем другое. Как так произошло?
– Я не знаю другую индустрию, я знаю, что те люди…
– Вот именно, вы не знаете другого мира, кроме своего. Саша, как же так? Сколько вам лет?
– 25.
– Моей дочери 20. Теперь я многое понимаю. Вы, конечно, для 25 лет очень умны и талантливы, но просто есть другие интонации, кроме черного и белого.
– Я понимаю, что от этого ролика не уйти, что у вас есть обязательства, что вы должны были поставить этот ролик. Это не обсуждается. Но вы как опытный медиаменеджер могли предугадать реакцию аудитории.
– Это к вопросу о двойной морали. Взять реакцию на показ параллельного матча Россия – Канада с молодежного чемпионата мира. Группе тех, кто априори ненавидит «Матч ТВ», неважно, что это был не прямой эфир, что права – у Первого. Они орут, не видя ничего.
Или то, что мы повторяли нашу победу на Олимпиаде 9 мая. Слышали ор? Хотя повтор ничего не значит, что нам еще показывать? У нас спорта нет.
Я не думаю, что «Матч ТВ» можно назвать пропагандистским каналом. Вы просто хотите, чтобы он был как Sports.ru – молодым. Чтобы он был с интонацией вашей, Юры, Савина. Мне просто не вся интонация нравится, поэтому я не говорю про Дорского и Лукомского.
– Я не хочу так. Но я хочу, чтобы было бодрее и чтобы там не было некоторых позорных вещей. Ролик – позорная вещь.
– Это государственный федеральный ролик. Например, мы так же уныло рассказывали о мультиплексе, о цифровизации, еще о чем-то.
– О боях детей Кадырова.
– «Матч ТВ» их не показывал.
– Показывали каналы холдинга.
– «Боец» – один канал, да. Потому что в последний момент бои внесли в расписание. Когда мы это увидели, поняли, что на федеральном канале это не может появиться. И закрыли студию. Показали только на «Бойце».
Хотя детские бои существовали и раньше. И точно так же в них травмировались. Просто там не участвовали дети Кадырова. Они стали предметом обсуждения.
– В отрыве от Кадырова: детские бои на телике – это ок?
– Обычно запрашиваем регламент, изучаем его и, как правило, не показываем.
– Почему тогда показали те самые?
– Потому что дети Кадырова попали в расписание в последний момент. А мы находились в прямом эфире и не могли ничего поменять. Были не так быстры, как сейчас можем.
Суд, кредитка, Краснодар
– «Порту» – «Краснодар». Что сейчас происходит по следам того матча (в августе 2019 года «Матч ТВ» отменил трансляцию матча квалификации ЛЧ за пару минут до его начала. По заявлению канала, за полтора часа до игры «Порту» отказался предоставить доступ к сигналу со стадиона, несмотря на подписанный контракт – Sports.ru)?
– Ничего. А что должно происходить?
– Вы не подавали в суд?
– Конечно, нет. На что? На цыган, которые за час до матча решили, что мы должны заплатить больше? Я, конечно, понимаю, что Sports.ru хотел бы, Василий Уткин хотел бы, но нет. Это бизнес, и если люди ведут себя некорректно в бизнес-переговорах, то… Но вы же не допускаете того, что «Матч ТВ» не виноват, правда?
– Допускаю, поэтому и спросил. Канал даже показывал договор, где стояли какие-то подписи. Напомните, что за договор?
– Он предполагал согласие о том, что мы заплатим за трансляцию после показа. Но в момент начала матча португальская сторона попросила деньги до, что физически было невозможно. Единственная наша ошибка – в том, что мы ждали конца первого тайма, чтобы сделать заявление. Мы пытались, используя кредитную карту Хашига (генеральный директор «Краснодара» – Sports.ru) и нашего финансового директора Сергея Шишкина, заплатить португальцам, но они уже пошли в атаку.
– Но если был договор, что вы перечисляете деньги после, то в чем проблема? Почему вы не можете подать в суд за нарушение договора?
– Зачем?
– Чтобы доказать правоту.
– Вы снова про острые интервью?
А мы и так правы. Иногда, чтобы доказать свою правоту, необязательно идти на войну. Так получилось. Мы правы – и нам этого достаточно. Зачем идти? Чтобы Sports.ru напечатал, что «Матч ТВ» не виноват?
– В том числе – да. Это имиджевая история, вы должны это понимать.
– Я могу опираться только на мнения коллег. Есть коллеги, с которыми мы работаем за границей. Мы много общаемся, переписываемся. Я вижу, что мы единственный бесплатный федеральный спортивный канал в мире. И его смотрит огромное количество людей. Во всем мире такие каналы – платные. И человек выбирает деньгами: хочет – платит, не хочет – не платит. Здесь зритель нам ни за что не платит, поэтому он всем недоволен. Я думаю, что в этом еще большая проблема.
***
– Интервью Дудю в 2016 году, ваша цитата: «Когда я приземлилась в Москве, мне позвонила Тина: «Нужно встретиться и обсудить наше яркое завоевание телевизионного мира». Я, конечно, тогда надеялась, может, «Россия», НТВ, ТВЦ, но…». По этому «но» понятно, что вы не хотели соглашаться, что спорт – абсолютно не ваше, вас не прет от него. Зачем тогда пошли?
– Это телевизионный канал, а моя профессия – строить канал. Именно чтобы он выглядел как канал. Я очень благодарна руководителям, которые решили не делать трансляционную будку. Тогда бы я, конечно, ушла. А так это канал, это похоже на канал, у него есть интонация. Он может нравиться или нет, но это профессия – телевизионное продюсирование, менеджмент.
– То есть вы как тот охранник Путина: отправили губернатором в Калининград – принял, переставили на МЧС – согласен?
– Саша, каким образом вы глохнете в тот момент, когда я отвечаю не то, что вы хотите услышать? Почему охранник Путина? Я что, пришла на готовый канал и кого-то убрала, а потом перешла на другой канал?
– Но вам нет разницы, какой канал создавать. Или все-таки есть?
– Естественно, есть, потому что у меня был огромный опыт работы в развлекательном телевидении. И мне хотелось, чтобы это тоже была работа для широкой аудитории. Я шла с сомнениями, я не знала, что будет так тяжело. Но работаю здесь уже пять лет.
За все это время так и не переборола то, что очень болезненно реагирую на статьи о канале. Когда понимаю, что автор не может допустить даже мысли о том, что человек просто так думает, что ему никто не приказывает, что его никто не заставлял извиняться, как Константина Генича после «Ростова».
В этом момент я хочу зайти в твиттер и ответить каждому. Но понимаю, что тогда мы с Константином просто разорвем его.
Фото: sostav.ru; .facebook.com/Natalya-Bilan; instagram.com/natalybilan; globallookpress.com/Fox Searchlight Films/ZUMAPRESS.com, Raniero Corbelletti/AFLO, Anke Waelischmiller/SVEN SIMON, Friedemann Kohler/dpa; ngregion.ru; РИА Новости/Максим Блинов, Алексей Даничев, Алексей Мальгавко, Рамиль Ситдиков, Константин Михальчевский, Нина Зотина, Владимир Песня, Алексей Куденко; РПЛ/ФК Зенит/Вячеслав Евдокимов; instagram.com/sava9, komandnaya, cherdantsev71, _jsharapova, _fcrostov; artemiypanarin