Почему Федерер, Надаль и Джокович душат уже третье поколение соперников? Объясняем на примере политических дуэлей
Почему 33-летний Новак Джокович и 34-летний Рафаэль Надаль до сих пор первые ракетки мира? Почему новое и интересное поколение, заявившее о себе минимум два года назад, до сих пор не может их подвинуть?
Просто так рассуждать на эту тему уже довольно утомительно. Так что попробуем нарисовать историческую метафору.
Русские офицеры против депутат Государственной думы Российской империи, обидевшего армию
В 1906 году в российских газетах появились слухи о тайном союзе дуэлянтов. Информация о нем полетела после того, как бывший депутат проработавшего всего 72 дня первого созыва Государственной думы Вениамин Якубсон получил вызов на дуэль.
Во время одного из заседаний Якубсон выступал с докладом о еврейских погромах в Белостоке (произошли 1-3 июля, в результате 70 человек были убиты, 80 пострадали). В обличительной речи он обвинил власти в организации беспорядков, а полицию и армию – в участии в них.
Войскам, недавно проигравшим русско-японскую войну, достались и обвинения в трусости: «Я смело могу сказать, что русско-японская война оказала скверную услугу нашим войскам, она научила их бояться выстрелов. Где была возможна стрельба, где ожидались нападения, там войска и полиция почтительно отступали, там граждане отстояли улицы, там имущество осталось в целости, и ничего не было разгромлено».
Позже Якубсон признал, что формулировка была неудачной и он не хотел говорить про всю русскую армию. Но газеты уже распространили его слова (вместе с независимой законодательной властью Россия в 1906-м получила отмену предварительной цензуры и относительную свободу слова), и на них пошла реакция – военные стали вызывать депутата на дуэль.
По словам самого Якубсона, ему пришло несколько писем с требованиями сатисфакции, а в прессе появились слухи о создании тайного общества офицеров, которые должны были вызывать на дуэль всех, кто позволяет себе критику армии. По некоторым версиям, союз дуэлянтов ставил более широкие цели – постепенно наказать всех лидеров революционного движения.
В «Петербургской газете» писали: «Суд божий», по словам членов нового союза, должен совершиться над «крамольником» где бы он ни был. И суд совершится, так как если даже вызванный победит первого своего противника, то получит вызов от другого члена союза, затем от третьего и так далее, пока не будет убит».
Однако петербургский историк Андрей Иванов, раскрывший этот сюжет в книге «Дело чести. Депутаты Государственной думы и дуэльные скандалы 1906-1917 годов», приходит к выводу, что рассказы о кровожадных и готовых к дуэлям офицерах, скорее всего, были просто слухами, за счет которых консервативные силы хотели немного остудить оппозиционных депутатов, критиковавших российские власти с думской трибуны.
Большая четверка как система уничтожения конкуренции
А вот в современном мужском теннисе что-то вроде такого общества все же сложилось – конечно, с учетом того, что убийства носят символический характер. И поэтому повторяются циклично.
В роли оппозиционеров и революционеров – молодые игроки. В роли защитников сложившегося порядка – три величайших бретера в истории: Роджер Федерер, Рафаэль Надаль и Новак Джокович. Плюс, какое-то время им помогал Энди Маррей.
Последние пару лет их общество теряет контроль над туром в целом, поэтому молодежь все чаще берет «Мастерсы» и другие турниры. Но разговоры о смене поколений, идущие где-то с 2017-го, оказывались преждевременными, потому что этот союз даже в усеченном составе по-прежнему не дает никому дорваться до верховной власти (в теннисе в качестве ее заменителя будем считать лидерство в рейтинге и «Большие шлемы»).
Они как никто доминировали на крупных турнирах. Начиная с 2008-го, только шесть «Шлемов» взяли игроки не из Большой четверки. Но еще важнее какой плотной стеной Федерер, Надаль, Джокович и Маррей становились на пути к титулам.
В 2011-м Большая четверка заняла 14 из 16 мест в полуфиналах «Больших шлемов», в 2012-м – 13 из 16. Впоследствии показатели снижались, но с тех пор 14 из 31 финала ТБШ полностью состояли из игроков Большой четверки, а как минимум один из них добирался до решающего матча в 29 случаях.
Важно и другое. С 2008-го по 2012-й эта четверка занимала первые четыре места в рейтинге. А с 2007-го по 2020-й только четыре раза топ-3 рейтинга не состояла полностью из членов Большой четверки – в основном из-за того, что кто-нибудь из них травмировался.
Пребывание на вершине рейтинга значит высокий посев на турнирах. А из-за него отпадает возможность, что Большая четверка разберется друг с другом на ранних этапах. Поэтому зачастую для победы на крупном турнире недостаточно было обыграть одного теннисиста Большой четверки – что само по себе очень трудно, ведь три члена организации составляют топ-3 величайших в истории. В большинстве случаев требовалось пройти минимум двоих, а иногда – потенциально – и троих.
Неудивительно, что в таких условиях выполнить задачу удалось только двоим – Хуану Мартину дель Потро на US Open-2009 (обыграл Надаля и Федерера) и Стэну Вавринке на Australian Open-2014 (обыграл Джоковича и Надаля) и «Ролан Гаррос»-2015 с US Open-2016 (прошел Федерера и Джоковича).
Еще было три раза, когда организация Большой четверки разваливалась до того, как они собирались в кружок вокруг кубка. Последний раз такое случилось на US Open-2020, где 27-летний Доминик Тим стал самым молодым действующим игроком, одержавшим победу на «Шлеме». Для этого потребовалось исключительное стечение обстоятельств: травма Федерера, отказ Надаля ехать на турнир из-за пандемии и дикая случайность Джоковича, приведшая к его дисквалификации.
Шанс для поколения Медведева
Так почему сейчас может показаться, что смена поколений все же наконец наступит?
С одной стороны, потому что у молодых игроков появился сильный союзник, рушащий организацию системы Большой четверки. Время. Да, невероятные природные данные, огромный профессионализм и новые подходы к продлению карьеры привели к тому, что сейчас в 30 лет игроки находятся в расцвете сил, а в 24 – еще считаются молодыми и подающими. Хотя Матс Виландер, например, совершенно правильно рассказывал, что в его времена после 25 никто уже ничего не выигрывал.
Тем не менее, время все больше помогает смене поколений. Федереру почти 40, у Маррея новое бедро, даже Джокович с Надалем уже не так плотно держат обычные турниры, сосредотачиваясь в основном на «Больших шлемах». Так что нынешняя молодежь может набираться уверенности – в отличие от поколения Димитрова и Раонича, которым даже для победы на «Мастерсе» требовалось чудо или подвиг.
Даже дель Потро на «Мастерсах» было очень тяжело. Единственный титул такого уровня он выиграл в 2018-м, а до этого трижды проигрывал в финалах – одному из членов Большой четверки, пройдя до этого кого-нибудь другого.
Победить двух великих на одном турнире до сих пор очень сложно. Циципас, например, проиграл два финала «Мастерсов»: один Надалю (до этого по ходу турнира обыграл Джоковича), второй – Джоковичу (обыграв по ходу турнира Надаля).
В новом поколении «Мастерсы» выигрывали четыре человека: Зверев, Медведев, Тим и Хачанов. Ни один из них по ходу победных турниров не обыгрывал двух членов Большой четверки.
Тем не менее, возможностей у них больше. А из-за появившихся возможностей в топе сейчас сформировалась группа сильных молодых игроков: Тим, Медведев, Циципас, Зверев, Рублев. В теории они теперь могут развернуть динамику и оказывать такое же групповое давление на великих, какое те много-много лет оказывали на соперников.
А еще важно, что и Тим, и Медведев на итоговом турнире обыграли и Джоковича, и Надаля. Это показывает, что они теперь способны последовательно проходить самых сложных соперников.
И их победы не надо списывать на то, что это был итоговый, на котором Новак с Рафой были уставшими и не особо настроенными. Для Надаля итоговый был всего четвертым турниром во второй половине сезона, он был в отличной форме и хотел наконец взять на нем титул. Джокович ради итогового слил турнир в Вене и пропустил «Мастерс» в Париже. Так что с ними все было в порядке, и победы Тима и Медведева – полностью заслуга Тима и Медведева.
Но главный вопрос все же остается. Смогут ли время и молодая группировка пробить стену на «Больших шлемах». Утверждать ничего невозможно, но совокупность обстоятельств указывает, что скорее да, чем нет.
Кто сделал Медведева теннисистом, чемпионом и спокойным миллионером? Рассказываем о самых важных людях
Рублев изумил в 2020-м (5 титулов, 41 победа), но он может еще лучше. Объясняем, где прибавить
Подписывайтесь на лучший инстаграм о теннисе
Фото: Gettyimages.ru/Justin Setterfield, Al Bello, Shaun Botterill, Dennis Grombkowski, Wonderhatch/ATP; commons.wikimedia.org